Квадроохота на кабана
Test-Drive квадроциклов ATV Stels 800D и ATV Stels 700 GT
Закон есть закон
В России запрещено, находясь на квадроцикле и снегоходе, выслеживать, преследовать и загонять животных, так же, как и стрелять по ним. Использовать наземные механические транспортные средства отечественные охотники могут только для перемещения себя и груза из точки «А» в точку «В». Единственное исключение сделано для случаев отстрела волков в целях регулирования численности хищников.
Когда от компании «Веломоторс» пришло письмо с приглашением принять участие в зимней охоте на кабана в лесах Брянской области на квадроциклах ATV Stels 800D и ATV Stels 700 GT, я подумал, что господа, наверное, шутят.
А потом махнул рукой и решил, что еще парочка уничтоженных квадроциклов мой послужной список никак не испортят.

Ранним утром организаторы огласили план нашего участия в перфомансе под названием «Охота на кабана». Часть первая: загружаем кофры, седлаем «коней» и выдвигаемся на круговой маршрут длиной 35 верст. Маршрут проложен вдали от охотничьих угодий, но лесной бурелом, незамерзшие болота и заваленные снегом лесовозные колеи на нашем пути гарантированы. После возвращения на базу, со своими ружьями (среди нашего брата попадаются и настоящие охотники) двигаемся около 10 км (опять же по абсолютно неподготовленной дороге) к месту добычи зверя. Затем охотники поступают в распоряжение егерей и пешочком отправляются в район промысла. Все по-честному, без обмана: бездорожный трэш и стрельба абсолютно в рамках закона. Тем же, кому стрелять по братьям нашим меньшим совесть запрещает, после 10-километрового пробега возвращаются на базу шмалять по мишеням. Опять же – сугубо по желанию. Цель «квадроохоты» – испытать в реальных зимних условиях мотовездеходы Stels и понять, насколько сия техника пригодна к эксплуатации в экстремальных дорожных условиях, да еще при 20–22 градусах мороза. С погодой и со снегом нам повезло, все соответствовало заданным условиям испытаний. Глубина покрова местами превышала метр, а от мороза лес трещал в прямом смысле по всем «швам-стволам».
Оружейные кофры Stels и жесткие крупногабаритные багажные боксы надежно фиксируются на мотовездеходах штатными креплениями.
Дополнительно какой-то крепеж «колхозить» не пришлось. Охотники по достоинству оценили герметичность и удобство пластиковых чехлов для своих «пушек» и со спокойной душой закладывали их внутрь кофров.
Первый акт охотничьего перфоманса я провел за рулем ATV Stels 700 GT из 2012 модельного года. В общем-то, уже довольно хорошо знакомый аппарат. От своих предшественников новая двухместная «семисотка» отличается кованными легкосплавными рычагами подвесок и амортизаторами с выносными резервуарами. Амортизаторы регулируется по сжатию, отбою и преднатягу. По заявлению производителя, у ATV Stels 700 GT в корне переработана внутренняя системы смазки двигателя и элементов трансмиссии. На ранних моделях из-за неправильной подачи масла часто выходила из строя задняя передача, да и селектор управления режимами работы трансмиссии напоминал болтающийся карандаш в стакане. Сейчас узел крепления рычага КП усилен, передачи «втыкаются» четко, а о проблемах с масляным «голоданием» уже никто и не вспоминает.
Первые пять километров маршрута прошли без приключений. Когда накатанный тракторами грейдер закончился, наша колонна пошла по заброшенной просеке. Ведущему караван квадроциклу пришлось впереди себя расталкивать снежную целину глубиной в 40–50 см. Чтобы не губить технику и дать возможность идущим впереди пилотам передохнуть, задействовали вахтовый метод движения по нетронутой целине, практикуемый у лыжников-туристов. Первый торит тропу; через пару километров он отправляется в хвост колоны, а на его место встает шедший за ним «квадр». Потом следующий и т.д. Где-то медленно, а иногда и весьма бодро, невзирая на затяжные, запредельно глубокие для колесных машин снежные переметы, мы уверенно продвигались по заданному маршруту.
Как ни странно, менее мощный и длинобазный ATV Stels 700 GT на «пухляке» вел себя лучше, чем прыткая и мощная «восьмисотка». Из-за своей короткой базы ATV Stels 800D быстрее зарывался в снег. «Семисотка», напротив, подминала снег под себя и танком ползла вперед. Конечно, и «двухместку» приходилось порой толкать, но до порога утомления пилота она успевала пройти гораздо больше, чем «восьмисотка».
По ходу снежной пьесы «всплыла» пара неприятных фактов. Снежной пудрой, летящей из-под колес, забиваются воздушные фильтры. Машины начинали «чихать», не могли развить пиковую мощность. Неприятно, но не смертельно. Пять минут перекура с откинутым седлом – и фильтр чистый. Вторая неприятность: все тот же снег забивал узел переключения передач, расположенный прямо над колесом под левым передним крылом. Тоже некритично. Регулярно очищаем узел от снега и едем дальше. В общем, худо-бедно, но два запланированных маршрута были пройдены целиком и полностью. Даже нашим охотникам удалось добыть кабана. Кстати, из леса-бурелома его вывозили на «квадрике». Чему удивились даже егеря, никак не ожидавшие от квадроциклов такой проходимости на снегу.
Вывод: если снега не так много (до метра) и он пушистый, легкий, то, в принципе, мотовездеход имеет право на существование в зимнем лесу. Однако с учетом выше обозначенных проблем и резким возрастанием потребляемого топлива на один пройденный километр, рассматривать ATV как даже частичную замену снегоходу, на мой взгляд, опрометчиво. Зимой «квадрик» можно задействоваться в этаком чисто развлекательном режиме – в виде покатушек – вокруг дачи. Или при соответствующих погодных условиях его можно использовать для коротких марш-бросков на рыбалку по хорошо проверенному маршруту до речки-озера. Кстати, все эти обстоятельства прекрасно понимает компания-производитель квадроциклов Stels. По заявлению представителей «Веломоторс», у них уже есть несколько прототипов снегоходов собственной разработки. Скоро обещают дать прокатиться. Что ж, с нетерпением ждем.
Модель ATV Stels 800D – флагман линейки мотовездеходов Stels. Спортивный внешний вид не мешает ему выполнять чисто утилитарные функции
Двухместный ATV Stels 700 GT на «пухляке» идет уверенней своего собрата Stels 800D. Хотя он проигрывает по мощности и у него вроде бы больше шансов сесть на «брюхо»
Снежная пудра в воздушном фильтре стала одной из основных проблем в нашей охоте-путешествии. К концу пробега мы научились одной рукой курить, а другой чистить фильтры. Летящий из-под колес снег порой забивал узел переключения передач настолько сильно, что мешал двигать селектором КП. Тем не менее модернизированный узел переключения передач в целом функционировал четко, без критичных сбоев.